История МТБ

Автор Fan, 07 февраля 2011, 11:21:47

« предыдущая - следующая »

Fan


Так кто же, все-таки стал изобретателем горного велосипеда? Были ли это прославленные спортсмены или же никому неизвестные чудаки, которые находили в катании по бездорожью просто неплохой способ повеселиться? Вот что говорит об этом Джо Бриз (Joe Breeze), один из пионеров горного байкинга:


«Несомненно, люди ездили по бездорожью с тех самых пор, как появился первый велосипед, однако начало эволюции MTB (Mountain Biking) было положено в 70-х годах, когда группа велосипедистов из округа Марин (Marin) в Северной Калифорнии придумала себе особенное хобби, со временем превратившееся в мировое сумасшествие. Среди членов этой группы вместе со мной были Гари Фишер (Gary Fisher), Чарли Келли (Charlie Kelly), Том Ритчи (Tom Ritchey) и другие. Обычно именно нас называют основателями MTB. Однако в истории горного велосипеда до последнего времени не хватало еще нескольких имен. Уже в наши дни, спустя более чем 20 лет, эти имена вдруг явились из небытия. Нужно отдать должное нескольким малоизвестным велосипедистам, которые оказали огромное влияние на эволюцию всего MTB.
В начале 70-х в Америке произошло возрождение велоспорта. Самым популярным стал дорожный велосипед, и прибрежная часть Сан — Франциско (включая округ Марин, где я сам жил) стала местом сборов многих велосипедистов. Поначалу наш горный байкинг представлял из себя ,,циклокросс" (cyclocross), европейскую версию внедорожных гонок на байках с лысыми покрышками. Тренировались мы в наших местных горах – Тамальпасах (Tamalpais). Там нам часто встречались байкеры на старых велосипедах бескамерного типа, так называемых ,,балунерах" (ballooner). Вместе эти байкеры были известны как ,,Банда из Каньонов" (Canyon Gang). Они уже в 1971 г. устраивали гонки в Тамальпасах, которые часто происходили без замеров времени и соблюдения каких-либо правил. Бывший член этой группы по имени Марк Вендетти (Marc Vendetti) присоединился к нашему Велоклубу ,,Тамальпасы", а в 74-м я и другие члены велоклуба уже катались на односкоростных балунерах. На этих старых байках нам удалось исследовать немало пыльных дорог и троп и, что самое главное, благодаря им мы узнали, что такое настоящий даунхил. Тогда как шоссейные гонки в основном оказывали влияние на нашу мускульную массу, гонки на балунерах позволили нам проявить свои навыки технической езды. Свой выбор мы остановили на раме Schwinn Excelsior, характеристики которой оказались наиболее подходящими для жесткого типа катания.



Однажды начав свои поездки у самого подножья гор Тамальпасы высотой в 2600 футов, со временем мы стали подниматься выше и выше, и наконец дошло до того, что мы просто крутили педали, пока не достигали самого верха, ведь мы все-таки оставались первоклассными шоссейными велосипедистами, и такие поездки были отличной тренировкой. Однако крутить 52х20-ти зубные звезды становилось тягостным занятием.

Многие из нас искали чего-то нового. Вот это новое мы увидели 1 декабря 1974 г. в Марине на циклокроссе на Кубок Западного побережья. Три велосипедиста, которых мы до этого никогда не видели, внезапно появились на стартовой линии на старых бескамерных байках, оборудованных переключателями скоростей и барабанными тормозами, приводимыми в действие с помощью тормозных рычагов от мотоцикла.



Я уже не помню, кто выиграл те гонки или вообще что-либо о том событии, но я отчётливо помню то, как Гари Фишер, Чарли Келли и я долго-долго смотрели на эти байки, а потом уставились друг на друга. Мы ничего не узнали о тех велосипедистах, кроме того, что они были откуда-то из Саратоги (Saratoga), но вот байки навсегда остались в нашей памяти.

Мы подлинно лицезрели прототип того, что сегодня называется горным велосипедом.

Следующим летом Фишер собрал пятискоростной балунер Schwinn. Его умение преодолеватьтягуны убедило других в необходимости иметь на байке несколько скоростей. Были найдены новые возможности, и катание на балунерах уже не ограничивалось одним лишь даунхилом. Вскоре Фишер добавил передний переключатель скоростей и несколько звезд впереди, а также передний и задний барабанные тормоза для лучшего торможения. Загадочный байк из Саратоги, виденный нами ранее на циклокроссе, была возрождена в Марине.

Удивительно, что три велосипедиста, которые нас вдохновили, исчезли так же внезапно, как и появились. Годами мы ничего о них не слышали. Я рассказал эту историю журналистам, но без реальных людей и имён статья не могла быть опубликована. Я мог только догадываться, кто были те байкеры. Они канули в лету, и мои многочисленные попытки найти их не увенчались успехом.

В 1994 г. один строитель, который заливал фундамент для дома Тома Ритчи, сказал тому, что знает человека, первым установившим многоскоростной переключатель. Ритчи ожидал услышать имя Гари Фишера, но вместо этого узнал о парне по имени Рас Махон (Russ Mahon) из Купертино (Cupertino) близ Саратоги. В 1973 г., как сказал строитель, Махон и около 6-ти его друзей установили на старые балунеры супорт и шифтеры.


Чарли Келли и я всегда говорили, что первыми были те парни из Купертино. То же утверждал и Ритчи, однако всерьез он не задумывался об этом до тех пор, пока не получил по почте фотографии, подтверждающие истинное происхождение многоскоростных балунеров. Была даже фотография Раса Махона, Картера Кокса (Carter Cox) и Берни Махона (Bernie Mahon) на старте судьбоносных гонок в Марине вместе с Фишером, смотрящим на них через плечо. Махон потом вспоминал: ,,В день гонок мы попали в выпуск местных новостей. Все говорили: "Эти парни просто ненормальные.» Это стало нашим первым и последним появлением. После этого я больше никогда не участвовал в гонках, но ездил и до сих пор езжу на байке." По словам Махона, ему бы весьма польстило, если бы его имя оказалось в Зале славы MTB, однако он не испытывает чувства зависти из-за того, что дальнейшее развитие этого спорта происходило без его участия. «Мы просто делали все, чтобы человек оказался хозяином горы» — сказал он. «В 72-ом я понял, что ездить по улицам было слишком опасным занятием. Мне хотелось забраться на гору. Было очевидным, что для этого нужно взять большой байк и установить на него передачу. Однако я не думал, что в будущем возможен байк в $2000. У меня просто не было видения.»

На самом деле трудно представить себе, что бы сталось с горным велосипедом, если бы мы не увидели Махона в тот день. Спорт так бы и двигался по инерции до тех пор, пока у кого-то не появилась бы блестящая мысль сделать байк многоскоростным. Я также точно знаю одну вещь: фотограф, который запечатлел тот судьбоносный момент, был, очевидно, гостем из будущего."

Источник:Exdriver