Материалы применяемые для изготовления велосипедных рам.

Автор Fan, 09 февраля 2010, 19:34:53

« предыдущая - следующая »

Fan

Рама - это основа любого велосипеда. Материал, из которого она изготовлена, качество его обработки, весь спектр применяемых технологий - все это напрямую влияет на ходовые и эксплуатационные характеристики рамы и велосипеда в целом.
Рассмотрим материалы, применяемые для велосипедных рам сегодня.

  Сталь(низколегированная сталь) - наиболее распространенный материал, применяющийся при изготовлении дешевых моделей велосипедов. Рамы из данной стали просты в изготовлении, хорошо гасят вибрацию, легко ремонтируются (с помощью обычного сварочного аппарата, который можно найти в любой мастерской для ремонта автомобилей), сравнительно дёшевы. Основной минус - самый большой вес среди прочих материалов, применяющихся для изготовления велосипедных рам, а также подверженность коррозии. Прочность стальных рам начального уровня обычно оставляет желать лучшего.

  Хромомолибденовая сталь (Cro-Moly)- следующий по уровню материал. Данный сплав стали, хрома и молибдена обладает всеми преимуществами стали и, вдобавок, имеет меньший вес. Это и есть основное отличие от стали. Эти рамы долговечны, меньше подвержены коррозии, чем стальные рамы и весьма прочные. Существенная пластичность хромомолибденовой стали и низкая склонность к накоплению усталости ведут к тому, что такие рамы могут служить десятилетиями. К  плюсам вообще всех стальных рам можно отнести хорошее гашение вибраций при езде.

  Сплавы алюминия . Рама из алюминиевых сплавов (Al) - легкая, прочная и жесткая. Наибольшее преимущество алюминия перед  хромо сталью в лёгкости. Практически не коррозирует. Сейчас в изготовлении рам в основном применяются сплавы Al 7005 (цинковый сплав) и Al 6061(магний-кремниевый сплав) разной степени обработки .Сплав 7005 немного прочнее, чем 6061. Различие между ними в том, что 7005 труднее в обработке и сварке, из-за более высокого содержания добавок (свыше 6%). Это означает, что трубам из сплава 6061 проще добавить прочности за счёт их свойств, такими технологиями как тройной баттинг, овальное сечение и стенки переменной толщины, что уменьшит вес и увеличит прочность труб. Также важным свойством алюминиевых рам  является – высокая жесткость, которая положительно сказывается на параметрах велосипеда - по разгону, работе на подъемах и т.д. Однако чем выше жесткость рамы , тем более ощутимы  все неровности дороги, которые передаются на руки и тело велосипедиста.
Также к недостаткам можно отнести свойство алюминия накапливать усталость. И в отличие от стали, хрупкость алюминия ведет к поломкам, происходящим весьма резко, т. е. при сильном ударе рама может не погнуться, а сразу лопнуть. На сегодняшний день, алюминиевые сплавы являются господствующим материалом, применяющимся для изготовления рам. Подавляющее число современных велосипедов, от самых простых до профессиональных, имеют рамы именно из алюминиевых сплавов.

  Магниевые сплавы(Mg) Основные достоинства магниевых рам - это низкий вес(легче алюминиевых) и способность поглощать вибрации.Велосипеды с такими рамами "катят" как титановые и хромомолибденовые; хороши для длинных дистанций. Основной недостаток магниевых рам: в большей степени, чем все остальные материалы, боятся агрессивных сред( очень низкая коррозионная стойкость). Даже незначительная царапина краски может привести к быстрой коррозии и разрушению рамы. Поэтому магниевые рамы требуют особенно тщательного ухода. Лидером (и практически монополистом) в изготовлении магниевых рам является фирма Merida.

  Титановые сплавы(Titanium)Титановые рамы в отличие от стальных и алюминиевых рам обладают большей прочностью,  относительной мягкостью при езде(титан прекрасно демпфирует мелкую вибрацию) и практически полным отсутствием коррозии  .Стоят довольно дорого из-за дороговизны титановых сплавов, а главное, дорогостоящей обработки.

  Композитные материалы(композит он же карбон)  Важным преимуществом карбоновых рам является очень низкий вес и высокая жесткость(отлично подходят для гоночных дисциплин.) Сегодня с этим материалом работают почти все крупные мировые фирмы-производители. Основные недостатки: Высокая стоимость, и как правило, чрезмерная жесткость, что плохо для дальних дистанций ( высокая вибрационная нагрузка на позвоночник). Боятся сильных "точечных" ударов , хотя для повреждения волокна удар должен быть действительно силен.


Шатун

о, здесь не все сплавы, забыли также паладиум, и скандий, если ошибся, поправте

Fan

Под Скандиевой всегда понимается алюминиевая рама, выполненная из алюминиевого сплава с добавлением легирующего элемента - скандия, который увеличивает прочностные характеристики сплава( можно стенки у труб делать тоньше - рама  становится легче).Но даже незначительные доли процента скандия значительно удорожают сплав.
Палладий Pd (лат. Palladium) - также применяется для производства Al рам ( Велосипеды AUTHOR). Существует и циркониевый сплав ZR9000 ( Велосипеды  TREK.) . Однако все эти материалы лишь добавки в сплавы алюминия. Которые (ИМХО) дают ещё один из поводов маркетологам формировать цены на велосипеды.