Заклинило ролик задней перекидки

Автор Winny, 09 декабря 2008, 10:19:22

« предыдущая - следующая »

Winny

По вышеназванной причине, чуть не накрылась поездка на Адреналин Extreme Ways 2008. Накануне вечером, собирая велосипед, обнаружил, что нижний ролик перекидки ваще мёртво сидит. Никаких намёков на прокручивание. До этого замечал, что он не очень легко крутится, но теперь же... :( Сняв его, определил, что он на промподшипнике. Очистка с помощью тряпочки, смоченной в керосине, ни к чему хорошему не привела. В итоге возрадовался, что никуда не дел старую перекидку Deor. Скрутил ролик оттуда и на нём нормально откатал. Какие возможные причины такого заклинивания? Чё можно сделать?

Ulan

грязи скорее всего набилось.
ролик разборный? т.е. подшипник можно вытащить для оценки его состояния?

Winny

Я наивно был уверен, что промподшипники не загрязняются :( . Хотя не раз встречал фразы, что "втулки на промах тоже требуют обслуживания". Случилась лажа, в самом деле, после грязной покатушки. В тот момент не было времени долго ковыряться, поэтому ролик кинул со всем содержимым в керосин. Сегодня гляну, можно ли там как-то подшипник "пощупать"...

ga_alx

на моем заднем 7 сраме такая же проблема, но вот раскрутить я не могу. Нет соответсвующего шестигранника (тот что в мультитуле не подходит). Решаю проблему промывкой керосином, но это временное решение.

Ulan

промподшипники разные бывают, как минимум открытые и закрытые. закрытые почистить нереально, только замена.
   кстати не вдаваясь в технические детали, разница между пром подшипниками и насыпными по сути только в возможности замены оного без замены втулки.

serega-k

Насколько я понимаю пром подшипник с сепаратором там? Если да то причина может быть в "наскакивании" шариков на сам сепаратор, что и привело к заклиниванию. (В подшипник попала грязь, потом она немного сточила края сеспаратора, что и дало возможность шарику наскочить на сепаратор). Очень интересно узнать результаты вскрытия. ::)

Winny

10 декабря 2008, 18:28:27 #6 Последнее редактирование: 10 декабря 2008, 18:38:39 от Winny
Короче, так... Зашёл я сегодня в "Велоэкстрим" поинтересоваться новыми роликами. Были обычные (чё-т порядка 20 грн) и на промах, к тому же алюминиевые (около 80 грн). Стоимость пары. Оказалось, что ролики бывают не просто "маленькие" и "большие", но, оказывается, и "маленькие" бывают с 10 и 11 зубцами. Т.к. я не считал зубцы дома, то покупать не решился. К этому моменту вышел Саша из подсобки. Услышав, что заклинило пром на XT-шной перекидке, сказал, что там нет подшипника. Точнее там "подшипник скольжения, а не качения". Я не был согласен с ним, т.к. на ролике написано "Sealed Bearing Pulley", но Саша утверждал, что сам разбирал и "типа стопудово". Вернувшись домой, полез разбирать свой ролик. Т.к. я раньше никогда не имел дела с промами, то не знал, что оно и с чем его едят. Промывка керосином не заставила ролик крутиться. Поковыряв пинцетом, "распечатал" подшипник. Когда снял герметизирующие боковушки, то смог промыть загрязнившуюся смазку керосином. Прочищал щёточкой, пытаясь провернуть ролик вокруг оськи. В итоге мне это удалось. Окончательно промыв, тщательно вытер, плотненько наложил втулочной смазки и закрыл. Теперь надо выбрать время и заменить временно установленный Deor-овский ролик родным. К тому же подумываю снять и верхний ролик с целью прочистить. Возможно, не разбирая сам промподшипник.

serega-k, скорее всего, ты был прав ;)

Winny

Забыл добавить, что подшипник не насыпной, а с сепаратором. Родная смазка была заметно загрязнена. Видимо, были и крупные песчинки, которые и привели к заклиниванию.

Цитата из статьи "СЕРДЦЕ вашего байка":
ЦитироватьОсобняком стоят пластиковые ролики. Эти детали в принципе "одноразовые" и нерегулируемые. Ролики должны немного люфтить, у верхнего и нижнего - свои тонкости. Sachs/SRAM предпочитают ролики на подшипниках качения, Shimano - на подшипниках скольжения. Последний вариант кажется предпочтительнее как более грязестойкий - если не беговые дорожки шарикоподшипника попадут песчинки (а они обязательно попадут после дождя и мойки), его заклинит, пока он их не раздавит и не провернётся. Вообще срок службы ролика определяется износом зубчатого венца. Кстати, модные алюминиевые ролики имеют ресурс, сравнимый с пластиковыми. Ролики (их подшипники) следует периодически смазывать (густой смазкой с разборкой или жидкой при смазке цепи - тут нет единого мнения). Я при случае мажу густой с разборкой, а при смазке цепи даю и роликам по капельке. Ролики с закрытыми шарикоподшипниками в смазке не нуждаются, пока живы уплотнители.

У меня уплотнители были вполне живые, но обильное кол-во говнища сделало своё грязное дело...

serega-k

В таком случае заклинивание может повторится снова в самый не подходящий момент т.к. сепаратор уже немного расплюснут.

Я устранял такую неполадку двумя путями.
1) Убирал сепаратор, а шарики насыпал отдельно. Но в таком случае нужно добавить еще один шарик. Чтоб если наложить шарики вместе то оставалось место еще на один. Оно должно оставаться пустым, дабы шарики между собой не терлись. Тогда получится подшипник без сепаратора. Обычный насыпной.
Но ведь старые уже немного походили и на микроны новый может быть больше.
2) Тривиальное решение - замена подшипника :)

Winny

Не всё так просто. Подшипник запрессован очень плотно. Пока совсем не гавкнется, пусть ходит так. Просто на будущее буду иметь в виду, что может такая лажа приключиться.

Winny

Некоторое дополнение. Тепло не за горами, поэтому я постепенно привожу байк в рабочее состояние. Сегодня забрался в верхний ролик XT-шной перекидки. Он устроен как раз так, как говорил Саша. Т.е. этот имеет керамический подшипник скольжения в отличие от нижнего, который имеет промышленный подшипник качения. Почистил щёточкой с керосином. Вытер насухо тряпочкой. Смазал Motorex-ом для втулок. Ролик вращается заметно туже нижнего, который на проме. То ли так задумано, то ли я смазки набухал много, то ли сюда требуется иная смазка, х.з....

serega-k

Цитата: Winny от 01 февраля 2009, 17:52:43
...то ли я смазки набухал много, то ли сюда требуется иная смазка, х.з....

А какая та, которой ты смазывал? Жидкая или густая? :)
Насколько я понимаю, подшипник качения лучше, чем подшипник трения. В последнем сила трения больше, чем в проме, и поэтому колесико туже крутится.

Winny

Цитата: serega-k от 01 февраля 2009, 18:12:39
А какая та, которой ты смазывал? Жидкая или густая? :)
Густая. Втулки жидкой не смазывают.

Цитата: serega-k от 01 февраля 2009, 18:12:39
Насколько я понимаю, подшипник качения лучше, чем подшипник трения. В последнем сила трения больше, чем в проме, и поэтому колесико туже крутится.
Во-первых, подшипник скольжения, а не подшипник трения.
Во-вторых, очевидно, что в общем случае сила трения скольжения больше, чем сила трения качения. Но в данном конкретном случае разница весьма и весьма значительная, поэтому мне и любопытно должно ли оно так быть?.. И вообще, если ставят керамический подшипник скольжения, то ведь это делается из каких-то соображений. Вряд ли он намного дешевле прома, если вообще не дороже...

P.S. Мля, ещё умудрился где-то посеять болтик, крепящий нижний ролик :( . Теперь Deor-овская перекидка лежит неработоспособной. Ёпт!.. Вот, что значит делать что-то впопыхах. Разбиралось и собиралось всё на скорую руку перед AEW-2008...

Ulan

помниться нас учили, что подшипники скольжения предпочтительнее при низких скоростях вращения. однако, чем руководствовались инженеры шимано, когда ставили разные подшипники, сложно сказать. может, чтобы у юзера возникало желание прикупить ролик с подшипниками качения за дополнительные $$$.

Winny

Я считаю иначе. Верхний ролик при переключении скоростей испытывает торсионные нагрузки. Промподшипники такого не любят. Даже про втулки колёс на промах знаю, что они намного менее устойчивы к боковым ударам нежели втулки на традиционных конусных подшипниках. Думаю, что Shimano руководствовались скорее этим. Интересно было бы глянуть на внутренности топовых переключателей конкурентов... ::)